Организация строительства - это определенный порядок выполнения отдельных строительных работ и процессов, который обеспечивает осуществление проектных сооружений в установленный срок при минимальных затратах труда и средств и получение высокого качества сооружений.
При проектировании организации работ по возведению земляного полотна устанавливают сроки и конкретные даты начала и окончания работ на каждом объекте в отдельности, определяют необходимое количество машин и материалов, потребность в рабочих, решают и некоторые другие задачи.
Земляное полотно - это часть автомобильной дороги, поэтому организацию производства земляных работ разрабатывают с учетом выполнения смежных работ - постройки мостов, строительства дорожной одежды и сооружения зданий производственных комплексов. Все эти основные работы выполняют в течение одного строительного сезона или за несколько .лет, поэтому и решения по организации работ принимают различные в каждом частном случае.
При строительстве автомобильных дорог применяют поточный метод организации строительства или участковый (иначе его еще называют последовательным или цикличным). Соответственно и организация земляных работ при применении того или иного метода не одинакова. При поточном методе на земляных работах создают подразделения (отряды или бригады), специализированные по видам земляных работ, то есть одни сооружают насыпи из привозного грунта, другие из грунта резервов, третьи устраивают насыпи на болотах. В отличие от специализированных отрядов по устройству дорожной одежды их производительность согласована по объему работ, выраженному в кубических метрах, а не по протяжению построенной дороги, потому что объем земляных работ по длине строящейся дороги изменяется в зависимости от высоты насыпей и глубины выемок в соответствии с этим и протяжение земляного полотна, построенного за единицу времени, не может быть постоянным.
Принципы поточной организации применяют и при планировании работы каждого отряда или бригады в отдельности. В этих случаях комплектуют специализированные звенья, которые выполняют определенные технологические процессы. Производительность звеньев согласовывают, поскольку каждое из них готовит фронт работ для последующего, за исключением последнего отделочного звена, которое завершает работу; производительность его также должна соответствовать темпу работы отряда (бригады). Иногда это подразделение выполняет отделочные работы на нескольких участках попеременно вслед за выполнением работ разными специализированными отрядами. Схемы организации работ (схемы потоков), которые входят в состав технологических карт, фактически представляют собой частные потоки по возведению земляного полотна.
При непоточных методах организации земляных работ возведение земляного полотна ведут одним механизированным подразделением, включающим различные основные машины для земляных работ (экскаваторы, скреперы, бульдозеры и т. д.). Работа этих машин отдельно или группами происходит в соответствии с характером и видом распределения земляных работ по дороге.
Однако работы (непосредственно на каждом объекте) производят также специализированными звеньями, согласованными между собой по производительности - звено по разработке, звено по транспортированию, звено по укладке и звено по уплотнению грунта, то есть также по принципу поточного метода.
Профильные объемы насыпей и выемок устанавливают на основании продольного и поперечных профилей запроектированной автомобильной дороги. В процессе изысканий и проектирования дороги определяют возможные источники получения грунта для насыпей - грунтовые карьеры, выемки, иногда боковые резервы. На основании этих сведений и данных о грунтах производят распределение земляных масс.
Сроки выполнения земляных работ устанавливают исходя из общего срока строительства автомобильной дороги. Если срок строительства дороги 2 года и больше, то в начале устанавливают наиболее благоприятный период года для ведения земдяных работ по климатическим условиям района. В некоторых случаях часть земляных работ выполняется в зимнее время.
Выбор машин производят отдельно для каждого конкретного объекта земляных работ. Для каждого участка отдельно или для группы участков с однородными условиями назначают возможные варианты применения тех или иных основных машин.
Рациональные вырианты устанавливают на основании расчета технико-экономических показателей: стоимость работ, общие трудозатраты, выработку на одного рабочего, затраты труда на единицу объема, машинозатраты основных механизмов и др.
Решение общей организации работ по строительству автомобильной дороги и организации выполнения каждого строительного процесса приводят в проекте организации строительства (ПОС) и в проекте производства работ (ППР).
Проект организации строительства является частью общего проекта на строительство или реконструкцию дороги, разработку ведет проектная организация.
Проект производства работ составляют непосредственные строители дороги, он является частью проекта организации строительства, в котором на основании общих принципов организации данного строительства разработана детальная организацияработ, учитывающая конкретные условия работ на каждом отдельном объекте.
Проект производства работ уточняет решения принятые в проекте организации строительства и разрабатывает вопросы, не затронутые в нем: доработка технологии работ и организации работы производственных подразделений - частных потоков, отрядов, бригад, звеньев и даже отдельных машин.
При разработке проектов производства работ выполняют дополнительные обследования района строительства, в частности, для уточнения источников получения грунта, их состояния, условий разработки и возможности устройства временных дорог.
При необходимости вносят изменения в принятые проектные решения. Однако основные положения проекта организации строительства - срок строительства, направление продвижения строительных работ, размещение производственных предприятий, порядок и условия матеиально-технического снабжения - остаются неизменными.
Необходимые изменения проекта, выявленные в процессе разработки проекта производства работ, согласовывают с проектной организацией, составлявшей проект организации строительства, и с инстанцией, его утвердившей.
В состав проекта организации строительства входит:
1) генеральный план строительства с указанием размещения производственных предприятий местной сети дорог, станций железных дорог, пристаней и портов водного транспорта, расположения складов, карьеров, размещения административных подразделений строительства рассматриваемой автомобильной дороги;
2) календарный план и линейный календарный график организации строительства;
3) сведения об объемах земляных работ и распределении земляных масс;
4) данные о потребности в машинах, материалах, оборудовании, транспорте и рабочих кадрах;
5) пояснительная записка с обоснованиями по принятым решениям и описанием необходимых положений.
В состав проекта производства работ входят:
1) генеральный план строительства, уточненный после разработки проекта производства работ;
2) конструкции земляного полотна (продольный и поперечные профили), объемы земляных работ и уточненное распределение земляных масс;
3) календарные планы и линейные графики производства работ для каждого специализированного подразделения;
4) графики изменения потребности в транспортных средствах, машинах и рабочих;
5) уточненный объем и характер подготовительных работ, график их выполнения;
6) графики поступления материалов, изделий и элементов готовых конструкций;
7) рабочие технологические карты на все работы, выполняемые при возведении земляного полотна:
8) пояснительная записка, содержащая обоснования по принятым решениям и пояснения по всем частным вопросам строительства и общей организации работ.
Технологические карты устанавливают технологию строительных работ и организацию труда. Карты разрабатывают с целью обеспечения строительства готовыми решениями по организации и технологии строительного производства, способствующими уменьшению трудоемкости, улучшению качества и снижению себестоимости строительных и монтажных работ.
Технологические карты предназначены для применения при разработке проектов производства работ или как руководство для производителей работ, строительных мастеров, бригадиров рабочих бригад.
Различают типовые и рабочие технологические карты. Типовые карты содержат общие решения, обычно для средних наиболее часто повторяющихся условий строительства. Рабочие карты наиболее полно учитывают конкретные условия, в том числе содержат расчеты потребности в рабочих и машинах для выполнения фактических объемов работ в планируемые сроки.
Как правило, технологические карты разрабатывают на комплексные процессы строительно-монтажных работ, в результате выполнения которых получается законченная продукция в виде отдельных конструктивных элементов или частей. Карты могут разрабатывать на отдельные технологические процессы.
В зависимости от выбранного метода организации работ и применяемых средств механизации может быть составлено несколько вариантов технологических карт.
В любой технологической карте должны быть отражены наиболее прогрессивные методы организации строительства и производства работ, соответствующие современному уровню развития строительной техники и передовой технологии строительства.
При разработке технологических карт за основу принимают решения, обеспечивающие высококачественное и безопасное выполнение работ, соответствующее требованиям существующих норм, правил и инструкций.
В настоящее время при разработке технологических карт учитывают следующие нормативные документы и материалы: строительные нормы и правила (СНиП); единые нормы и расценки (ЕНиР), а на работы, не охваченные ЕНиР, - ведомственные и местные нормы или соответствующие инженерные расчеты, инструкции о порядке составления проектов производства работ; утвержденные схемы комплексной механизации; правила по технике безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог; ведомственные технические указания и инструкции по производству соответствующих видов работ, выпущенные в развитие глав СНиП.
Технологическая карта должна состоять из следующих разделов:
I-область применения карты;
II - описание технологии работ и расчет потребных ресурсов;
III - схема организации работ (схема потока);
IV _ указания по выполнению технологических процессов;
V - требования к качеству работ;
VI - указания по технике безопасности.
Область применения технологической карты
Указывают, для каких условий и способов производства работ разработана данная технологическая карта и какие предшествующие работы должны быть выполнены.Описание технологии работ и расчет потребных ресурсов.
Технологию работ представляют в виде краткого описания рабочих процессов в той последовательности, которую должны соблюдать при производстве работ. Должны быть указаны объем работ по каждому технологическому процессу (в необходимых случаях приводят расчет, подтверждающий приведенный объем работ) и необходимые машины.
Схема организации работ
Основой организации работ производственного подразделения (отряда или бригады) является разделение объекта работ на захватки и распределение (расстановка) средств производства (машин) по этим захваткам. Количество захваток устанавливают в зависимости от принятой технологии работ. Захваток должно быть минимальное количество, поэтому стремятся выполнить возможно большее количество рабочих процессов на одной захватке.Размеры захваток при производстве земляных работ устанавливают, исходя из следующих условий:
1) целесообразно выделять захватки с таким объемом работ, чтобы заканчивать устройство насыпи на выделенном участке в течение рабочей смены;
2) размеры захваток, на которых производят послойную укладку и уплотнение грунта, должны быть одинаковыми и такими, чтобы за время, затрачиваемое на выполнение работ по устройству одного слоя, не происходило пересыхание грунта;
3) необходимо обеспечивать достаточный фронт работ для производитель ной работы на машинах; 4) желательно, чтобы все захватки были одинаковой длины, однако это условие не является необходимым.
Например, работы по подготовке основания насыпей или по планировке поверхности и откосов выполняются имеющимися в отряде или бригаде средствами в течение смены в объеме, превышающем сменный темп основных работ по устройству насыпей. Тогда эти захватки назначают соответственно больших размеров, работы на них ведут с заделом, а высвободившиеся машины используют периодически на других захватках. В типовых технологических картах на схемах организации работ указывают разбивку на захватки, номера технологических процессов, выполняемых на каждой захватке, требуемые типы и марки машин и общий план потока.
На схемах организации работ для рабочих технологических карт кроме того, приводят номера машин (порядковые номера в отряде) и коэффициенты использования (загрузки) машин.